С новым годом?!

8 января 2014

Просим прощения за долгую тишину в эфире, но на этот раз мы возвращаемся не с пустыми руками, а с хорошим рождественским подарком для всех, кому не безразлична история нашей команды.

Летом на нашем сайте была опубликована статья о дате основания, вызвавшая немало откликов, расспросов и требований довести исследования в этой области до логического конца. Как сказали бы на родине Геннадия Нижегородова — в Одессе: вы хотели истории — вам оно будет.

Изучать историю футбольного клуба «Локомотив» было настолько же увлекательно, насколько и сложно. Мы вспомнили старые-добрые 90-е, когда за нужной информацией люди отправлялись не в интернет, сидя на жопе и скролля километры оцифрованной информации, а натурально бегали между стеллажами Ленинской библиотеки в поисках той самой книги. Периодически приходилось сталкиваться с ситуацией, когда нужные источники информации хранились в частных коллекциях, что добавляло нашим изысканиям в равной степени геморроя и определенного шарма.

Сборная «Казанской лиги»

В одном из футбольных справочников, датированных 1912 годом, нам на глаза попало название «Сборная «Казанской лиги», которую мы сначала и посчитали прародительницей «Казанки» и, следовательно, современного «Локомотива». «Казанская лига», по сути, была неформальным чемпионатом летнего периода, где за команды дачных поселков по Казанскому направлению выступали те же самые футболисты, которые были задействованы в главном чемпионате — чемпионате Москвы. Говоря простым языком, летом все (в том числе футболисты) разъезжались по дачам и организовывались в команды по месту нахождения дачных участков. Затем команды дачных поселков, расположенных по Казанской ветке железной дороги, играли между собой ради… удовольствия! Как правило, команды называли по географическому признаку, то есть по названию поселка: «Люберцы», «20-я верста», «Томилино» и т.д.

По отношению к «Казанской лиге» часто применяли прилагательное «железнодорожная», но, как показали наши исследования, оно говорило лишь о географическом расположении команд, участвовавших в ее розыгрыше, а не об отрасли, с которой связаны эти команды.Несмотря на непрофессиональный статус, «Казанская лига» была серьезной, по меркам того времени, организацией и даже издавала собственный календарь, дошедший и до наших дней.

Каким образом сборная «Казанской лиги» могла стать прародительницей «Казанки», если это был непрофессиональный турнир? Мы нашли упоминание о том, что сборная «Казанской лиги» впоследствии была заявлена и выступала в чемпионате Москвы в качестве отдельной команды. Когда мы обнаружили этот виток истории, то обрадовались и огорчились одновременно — клубу больше 100 лет, но этот юбилей мы никак не отпраздновали.

К сожалению (или к счастью), несмотря на версии ряда уважаемых футбольных историков, никаких фактов, связывающих «Сборную» с нашей «Казанкой», обнаружено не было. Сборная «Казанской лиги» в официальных турнирах играла пару сезонов, а затем в чемпионате Москвы выступали лишь отдельные представители «Казанской лиги», история которой закончилась в 1922 году. В тот год в чемпионате Москвы «Лигу» представляла команда из Благушино, игравшая в классе «В».

Back in USSR

Начало 20-х гг. и перед нами снова название «Казанка», а также многочисленные ссылки на неуловимый календарь 1922 года. По счастливой случайности, один из обладателей календаря Московской Футбольной Лиги 1922 г. (осень), нашелся как в сказке:

Диалог между авторами данного сайтаДиалог между авторами данного сайта

То самое чувство, когда то, что ты так долго искал, оказывается на расстоянии вытянутой руки. Уже на следующий день на нас снизошла благодать в виде нескольких календарей тех лет, где и был обнаружен с точностью до часа первый официальный матч команды «Казанка».

Новый год нашей истории

Но не будем спешить и расставим все по порядку. Второй раз ошибаться не хотелось и перед публикацией данной статьи было проанализировано немало информации, чтобы не просто назвать год, а более подробно рассказать о природе появления футбольной железнодорожной команды.

Почему «Казанка»?

«Казанка» — это сокращенное название кружка футболистов Казанской Железной Дороги. Сама железная дорога играла огромную роль в развитии как московского региона, так и страны в целом, став опорной точкой для культивации многих направлений железнодорожной отрасли. Кроме того, дорога внесла немалый вклад в формирование восточной части Москвы XIX-XX вв.

Прежде всего, в те годы с КЖД было связано развитие железнодорожного спорта в Москве. Казанская железная дорога имела в своих рядах несколько тысяч (!) атлетов. Позже, при создании спортивного общества «Локомотив», именно КЖД одной из первых выразила готовность «выставить на крупных узлах команды по всем видам спорта в группе «А», что, собственно, и произошло.

Первый полноценный стадион нашего клуба на Новорязанской улице, построенный в середине 20-х годов, изначально носил имя Казанской железной дороги и позже был переименован в «Локомотив». Поэтому нет ничего удивительного, что и в футболе КЖД оказалась наиболее расторопной.

Чемпионат Москвы, группа «В»Чемпионат Москвы, группа «В»

Предшественник Советского Спорта — журнал «Известия спорта» (№3, 1922) пишет:

Никогда еще рост футбола в Москве не ощущался так наглядно, как в текущем году. Запись желающих участвовать в играх класса «В» (третий по рангу дивизион) поступила от 12 организаций… Лига остановилась на решении разбить 12 организаций по территориальному признаку на 3 группы, играющие между собой по 2 полных круга

Команда Казанской железной дороги получила прописку в группе III, 3 по рангу дивизиона вместе с «Выстрелом», «Перово» и Измайловским клубом спорта.

Поле

В сетке календаря нашим домашним полем названо «Перово». В информации о командах сначала указан адрес и наименование ведомства (Управление Казанской железной дороги на Красносельской), а после всё то же поле Перово. «Известия спорта» названия полей не писали, указывая просто принимающую сторону.

На данный момент известна единственная площадка, располагавшаяся в Перово в то время — поле в Липовом парке (бывший Елизаветинский, ныне Перовский парк). С 1901 года недалеко находился Перовский вагоноремонтный завом (ныне МЛЗ), важное предприятие Казанской железной дороги. Местная команда «Перово», игравшая с «Казанкой» в одной группе, так же имела железнодорожные корни, а после упразднения в 1923 году, по некоторым данным, делегировала «казанцам» нескольких футболистов.

Кстати, в годы Великой отечественной войны, в парке находилась зенитная батарея, прикрывавшая железнодорожную станцию Перово, в результате чего парк сильно пострадал из-за бомбардировок. В 1947 году парк был заново благоустроен и получил статус городского парка культуры и отдыха. На наиболее пострадавшей части парка построен стадион локомотиворемонтного завода, ныне принимающий матчи «Локо-2» и нашей «молодежки».

В дальнейшем, опираясь на разные источники, железнодорожники играли в районе Верхней Красносельской, Ольховой, снимали поле в Сокольниках, пока в середине 20-х годов не переехали на собственный стадион на Новорязанской улице. Обещаем, что следующей темой нашего исследования будут домашние поля того времени.

Формат турнира

Как было сказано выше, в каждой группе было заявлено 4 клуба. Чемпионаты Москвы 10-20-х годов предполагали формат встречи двух коллективов в виде игр нескольких команд. Например, в классе «А» у каждого клуба была 1-я, 2-я,3-я и 4-я команды, которые встречались соответственно с 1-й, 2-й, 3-й и 4-й командами другого клуба. По каждой команде велась своя таблица, а чемпионом становился тот клуб, чьи команды суммарно выступили лучше. Просто стать чемпионом среди первых команд ценилось меньше.

Дело в том, что замены в то время были запрещены, и на поле выходило всего 11 человек. То есть составы 1-й и 2-й команды по количеству примерно равны основной обойме нынешних клубов (сразу вспоминается состав, выставленный на кубке в Волгограде этой осенью). Кроме того, один футболист в разных турах мог играть по ситуации за любую из команд своего клуба, так что деление иногда было достаточно условным.

В классе «В» все было попроще и от каждого клуба заявлялось 2 команды, которые играли друг за другом.

Первый матч

Итак, барабанная дробь, свои первые официальные матчи команда кружка футболистов Казанской Железной Дороги провела 23 июля 1922 года.

На поле в Перово железнодорожники сразились с Измайловским клубом спорта. Матч вторых команд начался в 17:00, игра первых команд была назначена на 19:00. Из всех результатов обеих команд КЖД, до наших дней дошло лишь три. В том числе и самого первого матча, когда футболисты второй команды обыграли И.К.С. со счетом 7-0.

Автор этих строк многое бы отдал, чтобы хоть на минуту перенестись в то время и посмотреть как впервые выходит на поле команда, стоявшая у истоков большого клуба.

При подготовке материала использовались архивы газеты «Гудок», книга Г. Калягина Московская футбольная лига 1910-1922. Выражаем особую благодарность Эдуарду Нисенбойму за предоставленные календари МФЛ. Отдельное спасибо хочется выразить легендарному футбольному историку Николаю Ивановичу Травкину.

Также выражаем благодарность РОО «Клубу болельщиков ФК «Локомотив» Москва» и лично Вадиму за поддержку и заинтересованность.

Меню